Круговая тренировка для групп начальной подготовки (Резникова И.С.)

  • 22.07.2020

Муниципальное бюджетное учреждение

Физкультурно-спортивная организация

«Спортивная школа олимпийского резерва по легкой атлетике»

 

Круговая тренировка для групп начальной подготовки

 

подготовил: тренер Резникова И.С.

 

Коломенский г.о.

2020

Содержание

 

Введение

  1. Развитие физических качеств методом круговой тренировки
  2. Характеристика различных видов круговой тренировки
  3. План тренировки (её части) по методу «круговой тренировки».

Заключение

 

Введение

 

Гармоничное развитие ребенка предполагает не только развитие умственных способностей, но так же и физических и моральных качеств.

Физическая культура воспитывает в человеке такие важные в жизни качества, как целеустремленность, желание побеждать, силу, ловкость, скорость и не малую роль играет в поддержании здоровья ребенка.

Жизнь в современном обществе требует от человека хорошей мобильности, крепкого здоровья в условиях ухудшения экологической обстановки в мире, поэтому постоянные и правильные занятия физической культурой помогут в решении этих важных проблем, а так же помогут воспитанию сильного характера в человеке.

В настоящее время все больше начинающих заниматься спортом детей имеют различные ограничения к выполнению тренировочного плана из-за крайне низкой общефизической подготовки: неразвитые основные группы мышц, отсутствие необходимой гибкости, общей выносливости, координации движений. На фоне таких негативных факторов как никогда остро встает вопрос о правильном планировании, проведении и дополнительных нагрузках по общефизической подготовке на тренировках. В этих целях может успешно использоваться метод круговой тренировки. Он является эффективным способом для развития двигательных качеств. Конкретная направленность круговой тренировки, комплекс включаемых в нее упражнений, дозирование нагрузки и другие черты методики зависят, естественно, от возрастных особенностей начинающих спортсменов, уровня подготовленности и индивидуальных качеств. Для достижения результата при работе с ребенком необходимо знать методику проведения занятия, различные методы и методические приемы.


 

  1. Развитие физических качеств методом «круговой тренировки».

 

Для различного уровня физической подготовленности спортсмена необходимо определить конечную цель развития физических качеств на конкретном этапе тренировочного процесса. Комплекс упражнений обязательно должен вписаться в запланированную часть тренировки с учетом физической подготовленности группы, её полового состава, а также с учетом возраста. Таким же способом определяется объем работы и отдыха на станциях.

Развитие силы при помощи метода круговой тренировки:

Сила – способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. Развитие силы не должно идти в ущерб гибкости, быстроте. Если ребята 9 – 11 летнего возраста для развития силы могут использовать в основном прыжковые, акробатические и гимнастические упражнения, то после 12-летнего возраста уже рекомендуются упражнения с небольшими отягощениями, лазанье по канату, общеразвивающие упражнения с набивными мячами, гантелями, эспандером. Важно помнить, что упражнения силового характера должны чередоваться с расслабляющими движениями.

Для развития динамической силы на станциях «круговой тренировки» упражнения должны выполняться в среднем темпе и большим повторением упражнений. Комплексы упражнений составляются так, чтобы попеременно нагружать все главные группы мышц. При этом некоторые упражнения должны носить характер общего воздействия, другие направлены на развитие определенной группы мышц, а третьи специально связаны, например, с определенными задачами тренировки.

Силовая выносливость развивается при большом количестве повторений на одной станции, например: если число повторений было 15–20 раз за 30 сек., то развивается сила, если же более 20–25 раз – силовая выносливость (по рекомендациям М. Шолихина). Работоспособность при выполнении силовых упражнений может быть повышена за счет их рационального распределения на станциях. В паузах часто используют упражнения на расслабления, растягивания.

 

Примерный комплекс «круговой тренировки» для развития силы:

  • Встаньте с партнером друг против друга: возьмите его за шею стремитесь наклонить к себе. Партнер, стоящий в положении ноги врозь, пытается сопротивляться. Поменяться ролями.
  • Стоя лицом друг к другу, прямые руки на плечах партнера, пальцы сплетены на затылке. Одновременно каждый надавливает на затылок кистями, стараясь наклонить голову партнера, руки в локтевых суставах не сгибать.
  • Из положения упор лежа выполняйте сгибание и разгибание рук.
  • Из положения упор лежа, ноги на гимнастической скамейке выполняйте отжимания.
  • Из положения упор сидя сзади выполняйте ногами ножницы.
  • Из положения ноги врозь, руки вверх трижды наклонитесь влево и вернитесь в исходное положение. Затем выполните тоже вправо.
  • Лягте на живот, руки вверх. Делайте одновременно встречные движения назад ногами и руками, стараясь хорошо прогнуться.
  • Из основной стойки сделайте на три такта пружинистые приседания, на четвертый такт вернитесь в исходное положение.

 

Развитие быстроты.

Быстрота – это способность ученика выполнять двигательное действие с большой скоростью. Быстрота тесно связана с такими физическими качествами, как сила и гибкость, а наименее – с выносливостью. В комплекс показателей быстроты входят: стартовая скорость, быстрота бега, быстрота оценки сложившейся ситуации, быстрота тактического мышления.

Упражнения на развитие быстроты выполняются так, чтобы отдых между ними был достаточным для восстановления (1-2 минуты). Для развития этого качества подбирайте упражнения, выполняемые с максимальной предельной интенсивностью в течение 10-15 секунд.

Примерный комплекс «круговой тренировки» для развития быстроты:

  • Бег на месте в упоре в максимально быстром темпе с высоким подниманием бедра.
  • Бег с максимальной частотой движений через набивные мячи.
  • Бег с резкими остановками по сигналу партнера.
  • Беговые движения лежа на спине или стоя на лопатках. Движения ногами выполняются в быстром темпе.
  • Бег в гору на 8-12 метров с максимальной скоростью.
  • Челночный бег 3х10м, 4х8м, 4х12м.
  • Повторная пробежка коротких отрезков 10, 15 метров.
  • Бег спиной вперед на скорость 10-20 метров.

 

Развитие выносливости.

Выносливость – это способность совершать работу определенной интенсивности в течение как можно большего времени, преодолевая сопротивление как внешней, так и внутренней сферы.

Развитие этого физического качества происходит на протяжении всего тренировочного процесса. Заметно возрастает выносливость с 13 до 15 лет, а наиболее интенсивно у мальчиков с 16, а у девочек с 14-15 лет.

При воспитании общей выносливости на этапах «круговой тренировки» важно постепенно увеличивать интенсивность физических упражнений. Общая выносливость служит базой для приобретения различных видов специальной выносливости.

Под специальной выносливостью следует понимать способность длительное время поддерживать эффективную работоспособность в определенном виде двигательной деятельности.

На станциях «круговой тренировки» можно воспитывать основные виды специальной выносливости: силовой, статической, скоростной. При развитии силовой выносливости перед учеником ставится задача добиться как можно большего числа повторений на каждой станции. При развитии статической выносливости ставится задача поддержания мышечного напряжения при отсутствии движений, для этого хорошо подходят упражнения в висах, упорах, или удержание груза. Наиболее эффективным средством для развития скоростной выносливости является спринтерский бег с постепенным увеличением длины отрезков, а также прыжковые упражнения. Работа над скоростной выносливостью на станциях «круговой тренировки» тесно связана с развитием быстроты.

Примерные упражнения «круговой тренировки» на развитие выносливости:

  • И.п.: стоя боком к гимнастической стенке на одной ноге, держаться одновременно рукой за рейку. Выполнение: приседание на одной ноге, вынося другую вперед.
  • И.п.: упор лежа. Выполнение: сгибание и разгибание рук.
  • И.п.: стоя лицом к скамейке, одна нога на скамейке. Выполнение: выпрыгивание вверх со сменой ног.
  • Лазанье по канату с помощью рук и ног.
  • И.п.: вис на перекладине. Выполнение: удержание прямых ног под углом 90°.
  • Вис на перекладине, согнув руки.

 

Развитие ловкости.

Ловкость – это способность точно управлять своими движениями в различных условиях окружающей обстановки, быстро осваивать новые движения и успешно действовать в измененных условиях.

Воспитание ловкости на станциях «круговой тренировки» связано с совершенствованием функций различных анализаторов, и в первую очередь двигательного. Эффективное воздействие на функциональное совершенствование двигательного анализатора и, следовательно, на развитие ловкости могут оказать упражнения, содержащие элементы новизны и представляющие для занимающихся определенную координационную трудность.

Примерные упражнения «круговой тренировки» на развитие ловкости:

  • Кувырки вперед из упора присев, соблюдая группировку.
  • Кувырки назад из упора присев, соблюдая группировку.
  • Стойка на лопатках. Выполнять это упражнение с опорой лопатками и затылком. Руки упираются в поясницу.
  • Стойка на голове. Выполнять это упражнение из упора присев, выпрямляя ноги. Вначале упражнение выполняется с помощью партнера.
  • Мост. Выполнять это упражнение из положения лежа сначала с помощью партнера.
  • Опорные прыжки: ноги врозь и согнув ноги через «козла».
  • Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук.
  • Продвижение прыжками между препятствиями.

 

Развитие гибкости.

Гибкость – это подвижность в суставах, способствующая расслаблению мышц и выполнению движений с большой амплитудой. Очень важно перед выполнением упражнений на гибкость проделать с помощью общеразвивающих упражнений хорошую разминку, чтобы разогреть мышцы, особенно те, которые в дальнейшем будут в процессе занятий или игры растягиваться. Нередко спортсмены игнорируют эти рекомендации, что приводит к травмам, повреждениям мышц, связок и сухожилий.

При сдаче тестов по общефизической подготовке наибольшая трудность возникает именно с тестом на гибкость, если девочки и девушки до 70% успешно сдают этот тест, то мальчики и юноши лишь 40–50%.

Упражнения на гибкость укрепляют суставы и связки, повышают эластичность мышц, что является важным фактором предупреждения травм. Для воспитания гибкости применяются упражнения с увеличением амплитуды.

 

Упражнения на гибкость могут быть активные и пассивные, т. е. выполняемые самостоятельно или с помощью партнера, отягощения. Активные тоже можно разделить на упражнения с отягощением (гантели, набивные мячи), без отягощений. Воспитание гибкости почти всегда взаимосвязаны с упражнениями на развитие силы.

Примерные упражнения на станциях «круговой тренировки» по развитию гибкости:

  • Из положения ноги врозь, руки свободно опущены выполняйте размашистые движения руками вперед-вверх и вниз-назад до отказа.
  • Из основной стойки выполняйте пружинистые наклоны туловища вперед, старайтесь ладонями коснуться пола или земли.
  • Из положения стоя ноги врозь, туловище наклонено вперед, руки опущены свободно выполняйте размахивание руками с поворотом туловища направо и налево. Ноги при этом слегка пружинят в коленях.
  • В положении сидя, ноги в стороны, руки подняты вперед выполняйте наклон туловища вперед с касанием пальцами рук носков ног.
  • Из положения лежа на спине, руки вдоль туловища поднимите прямые ноги до касания носками пола за головой. Затем вернитесь в исходное положение.
  • В положении «мост» выполняйте покачивание вперед-назад, выпрямляя и сгибая ноги.
  • Во время медленного бега выполняйте прыжки вверх с поворотом на 90-180 градусов.
  • Из положения лежа на спине, руки вдоль туловища поднимите туловище и, наклоняясь вперед, коснитесь пальцами рук носков ног. Затем вернитесь в исходное положение.

2. Характеристика различных видов круговой тренировки.

 

Круговая тренировка, осуществляемая в условиях общефизической подготовки, представляет собой целостную самостоятельную организационно – методическую форму тренировки или её части и в тоже время не сводиться к какому-либо одному методу. Она включает ряд частных методов строго регламентируемых упражнений с избирательным и общим воздействием на организм занимающегося.

Различают следующие основные разновидности круговой тренировки;

  • по методу непрерывного упражнения (преимущественная направленность на выносливость);
  • по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха (преимущественная направленность на силовую и скоростную выносливость);
  • по методу интервального упражнения с полными интервалами отдыха (преимущественная направленность на силу ловкость и специализированную выносливость).

Круговая тренировка по методу непрерывной работы проводится без перерывов и состоит из нескольких повторений прохождения круга в зависимости от количества станций.

Варианты круговой тренировки по методу непрерывного упражнения можно применять на тренировках по специальной физической подготовке.

Круговая тренировка, организованная по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха, проводится с краткими перерывами, так называемыми “действенными” паузами, как между упражнениями, как и между кругами. Эта разновидность имеет три варианта. В первом и втором упражняются по 15 секунд с постоянным перерывом в 30-45 секунд. Время отдыха зависит от величины нагрузки избранного упражнения и физической подготовки спортсменов. Чем выше интенсивность упражнений, тем успешнее будет развиваться сила, а также комплексные физические качества, как скоростная сила и скоростная выносливость.

При выполнении работы по первому и второму, вариантам круговой тренировки надо следить и добиваться четкого выполнения упражнений в среднем тренировочном темпе. Увеличение темпа в ущерб точности выполнения упражнений недопустимо.

В третьем варианте упражняются на станциях в течениях 30 сек. с постоянным 30-секундным перерывом.

3. План тренировки (её части) по методу «круговой тренировки».

 

Цель: Развитие основных физических качеств (быстрота, сила, гибкость)

Задачи: Развитие физических качеств, обучение новым упражнениям, воспитание самостоятельности и активности.

Инвентарь и оборудование: гимнастические маты, набивные мячи, 20 метровая беговая дорожка.

 

Основная часть (20 – 25 минут):

1.Встать с партнером друг против друга

2.Основная стойка около стены

3.Ноги врозь, стоя на месте, руки свободно опущены

  1. Упор лежа

5.Основная стойка

  1. Лежа на животе, руки вверх
  2. Сидя, ноги в стороны, руки подняты вперед
  3. Основная стойка

 

1.Возьмите партнера за шею стремитесь наклонить к себе. Партнер, стоящий в положении ноги врозь, пытается сопротивляться. Поменяться ролями.

2. Бег на месте в упоре в максимально быстром темпе с высоким подниманием бедра.

  1. Выполняйте размашистые движения руками вперед-вверх и вниз-назад до отказа

4.Из положения упор лежа выполняйте сгибание и разгибание рук

5. Бег с максимальной частотой движений через набивные мячи

6. Делайте одновременно встречные движения назад ногами и руками, стараясь хорошо прогнуться.

  1. Выполняйте наклон туловища вперед с касанием пальцами рук носков ног
  2. Челночный бег 3х10м, 4х8м, 4х12м.

10 раз с перерывами между сериями до 40 сек.

Заключительная часть тренировки (5 – 7 минут)

 

Заключение

 

Подводя итоги работы по применению метода круговой тренировки, подтвердилось, что при применении данного метода возрастает интерес у занимающихся, а так же увеличивается интенсивность тренировки.

Используя круговую тренировку, происходит комплексное воспитание физических качеств, упражнения направлены на развитие всех двигательных качеств, включая ловкость, силу и гибкость.

Метод круговой тренировки являются эффективными: обеспечивают оптимальный уровень нагрузки адекватный физическому состоянию спортсмена, что способствует положительной динамике показателей физической подготовленности, воспитывают устойчивый интерес к тренировочному процессу.
Кроме того, метод  круговой тренировки решает вопросы оздоровительной направленности.
В нашем современном мире компьютеризации, автоматизации, механизации, где двигательная активность не велика, именно такой метод способствует привитию интереса к физическим упражнениям, желание не только увлеченно заниматься на тренировках, но и самостоятельно вести здоровый образ жизни.